Рассматривается деятельность и воззрения зачинателей отечественного свободного консерватизма: НМКарамзина, АСПушкина ВАЖуковского, ФИТютчева, ПАВяземского Они, как и последующие поколения рожденногбхыхъо ими нового самобытничества, боролись за оздоровление российской государственности на основе синтеза коренных отечественных начал со всем передовым, граждански-свободным, созданным духом христианской Европы Своей литературной, исследовательской, публицистической и говеатюсударственной деятельностью они стремились повлиять на самосознание династии и правящей политической элиты с тем, чтобы завершился подражательный "петербургский" период, начатый Петром I, возродились самобытные начала отечественной цивилизации При этом консерваторы-самобытники не отгораживались от (по-своему) цивилизованной Европы, хорошо её зная, участвуя в творческом диалоге с ней Так в первой половине XIX века в кругу "русских европейцев" духовно возродилась рвпкйгусская цивилизационная альтернатива, издревле живая благодаря святому князю Александру Невскому, псковскому иноку Филофею, святому Паисию Величковскому Автор Владимир Шульгин.